Положение об оказании логопедической помощи в МАДОУ № 21 «Сказка». 1.Общие положения. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи в МАДОУ №21 «Сказка» составлено в соответствии с «Примерным Положением об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (Распоряжение Минпросвещения РФ № Р-75 от 6 августа 2020 г.). 1.1. Положение об оказании логопедической помощи в МАДОУ № 21 «Сказка» и его филиалах, осуществляющих образовательную деятельность (далее-Положение) регламентирует деятельность МАДОУ № 21 «Сказка» и его филиалов, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Организация), в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения устной речи и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ (в том числе и адаптированных). 1.2. Задачами Организации по оказанию логопедической помощи являются: - организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников; - организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с выявленными речевыми нарушениями; - организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам. - консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками. 2. Порядок оказания логопедической помощи в Организации. 2.1. Логопедическая помощь оказывается Организацией любого типа не зависимо от ее организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы организации образовательных программ. 2.2. При организации логопедической помощи Организацией ведется документация согласно приложению 1 к Положению. Срок и порядок хранения документов определяется локальным нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи. Рекомендуемый срок хранения документов не менее 3-х лет с момента завершения оказания логопедической помощи. 2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из: 1) количества воспитанников, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя - логопеда на 5(6)-12 указанных обучающихся; 2) количества воспитанников, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи обучающимся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся; 3) количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом Организации, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся. 2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся (приложение №2 и № 3 к Положению). 2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее 2-х раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих речевые нарушения и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика обучающегося (приложение №4 к Положению), демонстрирующая признаки речевых нарушений обучающегося и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4 Положения. 2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может проводиться в течение всего учебного года. Отчисление обучающихся с логопедических занятий производится по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. 2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной или групповой/погрупповой формах. Количество и периодичность индивидуальных, групповых/подгрупповых занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендации ПМПК, ППк. 2.8. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы Организации. 2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется (учителемлогопедом) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.10. Логопедические занятия учетом особых должны проводиться в помещениях, оборудованных с образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение № 5 к Положению). 2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающимися из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом,- методическая, подготовительная, организационная и иная. 2.12. Консультационная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников), Организации, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: - постоянно действующей консультативной службы для родителей; - индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников Организации; - информационных стендов, онлайн - консультации. 3.Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного образования. 3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов Организации. 3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, разновозрастных групп, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать Организацию, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи. 3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с п. 2.4. Положения. Для детей, получающих образование вне Организации (в форме семейного образования), а также для дошкольников не посещающих Организацию, также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов» 3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения речевых нарушений, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по организации деятельности их ребенка, создания предметно- пространственной развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития. 3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: - для детей от 1,5 до 3-х лет - не более 10 минут; - для детей от 3-х до 4-х лет - не более 15 минут; - для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут; - для детей от 5-ти до 6-ти лет - не более 25 минут; - для детей от 6-ти до 7 лет - не более 30 минут. 3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не более 12 человек; 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) не более 12 человек; 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения речевых нарушений, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией. Приложение N 1 к Положению об оказании логопедической помощи в МАДОУ № 21 «Сказка» ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ 1. Программы и/или планы логопедической работы. 2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов). 3. Расписание занятий учителей-логопедов. 4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь. 5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий. 6. Отчетная документация по результатам логопедической работы. Приложение N 2 к Положению об оказании логопедической помощи в МАДОУ № 21 «Сказка» Руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической диагностики обучающегося Я, ________________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося являясь родителем (законным представителем) _______________________________ (нужное подчеркнуть) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (ФИО, группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка. "__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение N 3 к Положению об оказании логопедической помощи в МАДОУ № 21 «Сказка» Заведующему МАДОУ №21 «Сказка» Вяткиной Т. В. от ___________________________ ФИО родителя (законного представителя) Заявление Я, ________________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося ___________________________________________________________________________ являясь родителем (законным представителем) _______________________________ (нужное подчеркнуть) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (ФИО, группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть). "__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение N 4 к Положению об оказании логопедической помощи в МАДОУ № 21 «Сказка» Педагогическая характеристика на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа) Общие сведения: - дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность; - образовательная программа (полное наименование); - особенности организации образования: 1.группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.); 2. на дому; 3. в медицинской организации; 4. в форме семейного образования; 5. сетевая форма реализации образовательных программ; 6. с применением дистанционных технологий. - факты, способные повлиять на поведение ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другой группы, смена воспитателя (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.; - состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и количество детей/взрослых); - трудности, переживаемые в семье. Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность: 1. Динамика освоения программного материала: - учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название); - соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная). 2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство). 4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия). 5. Характеристики взросления <9>: -------------------------------<9> Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением. - хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний - например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.); - характер занятости в свободное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению); - отношение к учебной деятельности (наличие предпочитаемых занятий, любимых педагогов); - отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них); - характер общения со сверстниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер); - значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная); - значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени ребенок проводит с компьютером); - способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована "на словах"); - самооценка; - особенности психосексуального развития; - отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена); Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы. Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты контрольных работ и другое). "__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________ Учитель-логопед, принявший обращение: (указать ФИО, должность в ОО) Результат обращения: "__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________