Пояснительная записка к учебному плану МАДОУ №21 «Сказка» на 2022-2023 учебный год Учебный план является частью основной общеобразовательной программы МАДОУ №21 «Сказка». Учебный план реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработан в соответствии с: - Законом Российской Федерации «Об образовании» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г. - Санитарными Правилами 2.4.3648-20; -Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом №1155 от 17.10.2013 г. - комментариями к ФГОС дошкольного образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.02.2014 г. - Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007№ 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»; - Уставом МАДОУ №21 «Сказка». В структуре Учебного плана выделяются основная (обязательная) и часть, формируемая участниками образовательного процесса. - основная (обязательная) часть рассчитана на 60 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования, и обеспечивает результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО; - часть, формируемая участниками образовательного процесса - не более 40 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Обязательная часть состоит из пяти образовательных областей в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования. В обязательной части так же определено количество минут в течение дня, недели, года, которое отводится для занятий. Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями воспитанников, и спецификой и возможностями образовательных областей. Интеграция осуществляется с младшей группы. При формировании Учебного плана учитывается необходимость соблюдения минимального количества занятий на изучение каждой образовательной области, которое определено в обязательной части учебного плана и предельно допустимой нагрузки. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. НОД планируется как в первую, так и во вторую половину дня, при этом образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, планируется в первую половину дня со вторника по четверг. Занятия по физическому развитию детей организуется 3 раза в неделю. Один раз в неделю круглогодично организовываются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Часть, формируемая участниками образовательного процесса обеспечивает реализацию приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения – физическое, реализацию социального заказа на образовательные услуги, учитывает региональный компонент, отражает исторические, географические и культурные особенности Уральского региона. Часть, формируемая участниками образовательного процесса,создает условия для решения образовательных проблем и обеспечения качества образования воспитанников посредством развивающих занятий. Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда не входят в учебный план. Занятия проводятся по подгруппам или индивидуально и выводятся за пределы Учебного плана. Коррекционные занятия, проводимые учителем-логопедом, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в общеобразовательном процессе (для детей, имеющих речевые нарушения). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребёнка. Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога не входят в учебный план, так как малая коррекционная группа формируется на основе диагностики и по заявкам педагогов групп, является очень неустойчивой по своему составу, а имеющиеся проблемы в развитии незначительны и поддаются коррекции. Количество занятий и состав групп определяется по потребности.Занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Подгруппы формируются на основе анализа диагностических данных на основе сходства проблем. Такие временные группы функционируют ограниченный срок (2 - 5 месяцев), предусмотренный разработанной программой психологической коррекции. В Учебном плане предусмотрен период летне-оздоровительной работы (каникулярный период), который предполагает максимальную организацию деятельности с детьми на воздухе, и обязательно включает в себя досуговую деятельность, оздоровительные мероприятия, организацию продуктивной деятельности с детьми. Учебный план реализации основной общеобразовательной программы Основная (обязательная) часть Максимально допустимое количество занятий в неделю/максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки (в мин).Количество занятий. для детей раннего возраста до 3 лет - 10 занятий в неделю, продолжительностью не более 10 мин.; для детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет- 10 занятий в неделю, продолжительностью не более 15 мин.; для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет – 11 занятий в неделю продолжительностью не более 20 мин. для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет -12 занятий в неделю продолжительностью не более 25 мин. для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет – 12 занятий в неделю продолжительностью не более 30 мин. 2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений (модульная) 2.1. Приоритетное направление ДОУ: - физическое развитие (плавание) - вторая младшая группа 1/15, средняя группа 1/20, старшая группа 1/25, подготовительная к школе группа 1/30 2.2. деятельность по реализации парциальных программ («Мы живем на Урале») Средняя группа - 1/20 Старшая группа 1/25 подготовительная к школе группа 1/30 Учебно-методический комплект обязательной части ООП ДО: «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» /под ред. Вераксы Н.Е., ТС. Комаровой, М. А. Васильевой. М. – Мозаика- синтез, 2019. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе (младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группа); Комарова И.И. Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ, Социально-нравственное воспитание дошкольников. Буре Р.С. Петрова В.И. Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет) Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет). Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Веракса Н.Е. Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников ( 4-7 лет). Крашенинников Е.Е. Холдова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников ( 4-7 лет). Павлова Л.Ю, Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром ( 3-7 лет). Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением ( с 3 до 7 лет) Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду ( 2- 7 лет). Гербова В.В. Развитие речи в детском саду ( 2-7 лет). Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Комарова Т.С. Детское художественное творчество . Для работы с детьми 2- 7 лет. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. ( 3-7 лет). Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала ( 4-7 лет). Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду ( 3-7 лет) Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3-7 лет. Сборник подвижных игр/ автор – сост. Э.Я. Степаненкова. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности ( 2-5 лет). Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет. Е. В. Колесникова Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. Учебно-методический комплект части, формируемой участниками образовательных отношений: Методическое обеспечение образовательной программы «Мы живем на Урале» Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 198с. Образовательная область «Физическое развитие»: Подвижные игры народов Урала. - Екатеринбург: ИРРО. – 2009. Составители: Толстикова О.В., Васюкова С. В., Морозова О.И., Воронина С.Н., Худякова Т.А., Баталова Н. А., Крючкова Г.А.,Крыжановская Л.А. Игры на асфальте. Методические рекомендации / Сост. Воронцова О., Воробьева Л. - Екатеринбург: ИРРО. – 2009. Образовательная область «Коммуникативно-личностное развитие»: Азбука безопасности на дороге.Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях. – Толстикова О.В., Гатченко Т.Г. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». 2011г. – 75 с. Образовательная область «Художественное-эстетическое развитие»: Музыкально-творческое развитие детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Методическое пособие / Сост. Толстикова О.В., Мочалова Л.П., Сысоева М.С. – Екатеринбург: ИРРО, 2008. Козицына М.В., Мир игрушки: кукла. Интегрированная программа познавательнотворческого развития личности дошкольника. – Екатеринбург: ИРРО, 2005. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Литературное творчество народов Урала / Сост. Толстикова О.В. Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». – 2010г. Образовательная область «Развитие речи»: Предупреждение речевых нарушений детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. / Толстикова О.В., Царева М.В., Костромина О.В. – Екатеринбург: ИРРО. – 2010. – 57 с. Образовательная область «Познавательное развитие» Финансовая грамотность - обучающий комплект «Азы финансовой культуры», Л. В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская, изд-во Вита-пресс , 2019 Учебно-методические пособия по плаванию: - Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду; -Протченко Т.А, Семенов Ю.А. Обучение плаванию воспитанников и младших школьников. Методика/практическое пособие/ Москва, 2003; - Еремеева Л.Ф, Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию воспитанников и младших школьников. УЧЕБНЫЙ ПЛАН обязательной частиосновной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста на 2022- 2023 учебный год Образовательн ая область Виды деятельности детей СоциальноИгровая коммуникативн деятельность ое развитие Познавательноисследовательска я/игровая Количество часов в неделю (Н), месяц (М), год (Г) (минуты и/или кол-во периодов) 4-й год жизни 5-й год жизни 6-й год жизни 7-й год жизни Н Н Н Н М Г * М Г * М Г * М Г * 15 60 540 20 80 720 25 100 900 30 120 1080 Познавательное Познавательноразвитие исследовательска я деятельность 15 60 540 40 80 720 50 100 900 60 240 2160 Речевое развитие Коммуникативна я деятельность 15 60 540 20 80 720 50 200 1800 60 240 2160 Восприятие художественной литературы, фольклора * Художественно Изобразительная -эстетическое деятельность развитие Конструирование Физическое развитие Двигательная деятельность 30 * 120 1080 * 40 * 160 1440 * 50 * 300 2700 * 60 360 3240 * Музыкальная деятельность 30 120 1080 40 160 1440 50 200 1800 60 240 2160 Двигательная деятельность 45 180 1620 60 240 2160 75 300 2700 90 360 3240 150 600 5400 220 Итого в обязательной части 880 7920 300 1200 10800 360 1440 12960 *Примечание. Восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, игровая деятельность, конструирование осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. Н – НЕДЕЛЯ М – МЕСЯЦ Г- ГОД УЧЕБНЫЙ ПЛАН части, формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста на 2022-2023 учебный год Образовательн ая область/парци альная программа Виды деятельности детей Н Мы живем на Урале Познавательноисследовательск ое (человек в истории и культуре) Программа «Плавание в детском саду» Двигательная деятельность Итого в участниками процесса Количество часов в неделю (Н), месяц (М), год (Г) (минуты и/или кол-во периодов) 4-й год жизни 5-й год жизни 6-й год жизни 7-й год жизни М Г Н М Г Н М Г Н М Г 20 80 640 25 100 800 30 120 960 15 60 540 20 80 720 50 200 1800 60 240 2160 части, формируемой 15 образовательного 60 540 40 160 1360 75 300 2600 90 360 3120 УЧЕБНЫЙ ПЛАН обязательной части основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей раннего возраста на 2022–2023учебный год Образовательная область Вид деятельности детей Количество часов в неделю (минуты/кол-во периодов) Социальнокоммуникативное развитие Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками Познавательное развитие Экспериментирование с материалами и веществами Предметная деятельность и игры 20/2 Речевое развитие Общение 30/3 Художественноэстетическое развитие Восприятие смысла музыки Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок 20/2 Физическое Двигательная активность развитие Итого в обязательной части 10/1 20/2 100/10 Примечание. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), организуется в совместной деятельности с детьми УЧЕБНЫЙ ПЛАН части, формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей раннего возраста на 2022-2023 учебный год Образовательная область Вид деятельности детей Социальнокоммуникативное развитие Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками Познавательное развитие Экспериментирование с материалами и веществами Речевое развитие Общение Художественноэстетическое развитие Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок Физическое Двигательная активность (плавание) развитие Итого в части, формируемой участниками образовательного процесса Количество часов в неделю (минуты/кол-во периодов) С января 2023 г. (для детей 2-3 лет) 10/1 10/1 Примечание. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), организуется в совместной деятельности с детьми