Положение по организации и осуществлению образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 31 июля 2020 г. N 373
(в ред. Приказа Минпросвещения РФ
от 01.12.2022 N 1048)
I. Общие положения
1. Положение организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования
(далее – Положение) регулирует организацию и осуществление образовательной
деятельности в по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования, в том числе особенности организации
образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Настоящее Положение является обязательным для МАДОУ №21 «Сказка»,
осуществляющее
образовательную
деятельность
и
реализующее
основные
общеобразовательные программы - образовательную программу дошкольного образования, в
том числе адаптированные образовательные программы дошкольного образования.
II. Организация и осуществление образовательной деятельности
3. Дошкольное образование может быть получено в МАДОУ №21 «Сказка»,
осуществляющее образовательную деятельность, а также вне организации - в форме
семейного образования.
4. Форма получения дошкольного образования определяется родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения дошкольного
образования учитывается мнение ребенка.
Часть 4 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).
При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения дошкольного
образования в форме семейного образования родители (законные представители)
информируют об этом выборе Управление образования СГО.
Часть 5 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).
5. МАДОУ №21 «Сказка» может использовать сетевую форму реализации образовательных
программ дошкольного образования и (или) отдельных компонентов, предусмотренных
образовательными программами (в том числе различного вида и (или) направленности),

обеспечивающую возможность освоения образовательных программ воспитанниками с
использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов
иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ
дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными
организациями, в котором указываются основные характеристики образовательной
программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид и (или)
направленность) (при реализации части образовательной программы определенного вида и
(или) направленности указываются также характеристики отдельных компонентов,
предусмотренных образовательными программами), а также объем ресурсов, используемых
каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия
этого договора.
Часть 2 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598; 2019, N 49, ст. 696).
6. МАДОУ №21 «Сказка» обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и
уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных
отношений.
7. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

федеральным

8. Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой
дошкольного образования.
9. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения
образовательной программы дошкольного образования определяются федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
10. Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются
и утверждаются МАДОУ №21 «Сказка».
Часть 5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются
образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной
образовательной программой дошкольного образования. Содержание и планируемые
результаты разработанных МАДОУ образовательных программ должны быть не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной образовательной
программы дошкольного образования.
Часть 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598; 2022, N 39, ст. 6541). (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.12.2022 N 1048)
11. В МАДОУ №21 «Сказка» образовательная деятельность осуществляется на
государственном языке Российской Федерации. Образовательная деятельность может

осуществляться на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том
числе на русском языке как родном языке, в соответствии с образовательной программой
дошкольного образования и на основании заявления родителей (законных представителей).
Дошкольное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с
образовательной программой дошкольного образования и в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными
актами МАДОУ №21 «Сказка».
Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).
12. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).
13. Образовательная деятельность по образовательным программам
образования в МАДОУ №21 «Сказка» осуществляется в группах.
Группы могут иметь общеразвивающую,
комбинированную направленность.

компенсирующую,

дошкольного

оздоровительную

или

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной
программы дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых
образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной
интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в
длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебнооздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется
реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс
санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и
процедур.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование
здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с
образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей,
обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья.
В МАДОУ №21 «Сказка» могут быть организованы также: группы детей раннего возраста
без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие

развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного
образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных
отношений. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации
питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими
личной гигиены и режима дня;
семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в
дошкольном образовании в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь любую
направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации
образовательной программы дошкольного образования. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ
от 01.12.2022 N 1048)
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных
возрастов (разновозрастные группы).
14. Режим работы МАДОУ №21 «Сказка» устанавливается ее локальным нормативным
актом. Группы могут функционировать в режиме: кратковременного пребывания (до 5 часов
в день), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), полного дня (10,5-12-часового
пребывания), продленного дня (13-14-часового пребывания) и круглосуточного пребывания
детей. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы
групп также в выходные и праздничные дни.
Образовательные программы дошкольного образования
функционирующих в режиме не менее 3 часов в день.

реализуются

в

группах,

15.
Родители
(законные
представители)
несовершеннолетнего
воспитанника,
обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в форме семейного
образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической,
диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных
образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы
соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов
помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Часть 3 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).
III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными
возможностями здоровья
16. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой дошкольного образования, а для детей-инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенкаинвалида.
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
Пункт 21 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября
2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2013 г.,
регистрационный N 30242).
17. В МАДОУ №21 «Сказка», осуществляющее образовательную деятельность в том числе и
по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, созданы
специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
Часть 2 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).
18. Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и
развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).
19. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья организацией обеспечивается:
1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или
аудиофайлов;
2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические
условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные
помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в
указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов,
лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие
специальных кресел и других приспособлений).
20. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или отдельных
образовательных организациях.
Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).

Количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать:
для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 детей в возрасте старше 3
лет;
для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп; для слабослышащих детей - 6 детей в
возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп; для слабовидящих детей - 6 детей в
возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8
детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет; для детей с
задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в возрасте старше
3 лет;
для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных групп;
для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - 5
детей для обеих возрастных групп.
Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:
в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными
возможностями здоровья; в возрасте старше 3 лет:
не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью
умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со
сложным дефектом;
не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или)
косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или
детей с умственной отсталостью легкой степени;
не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с
фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Допускается
организовывать
разновозрастные
группы
компенсирующей
или
комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с
учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомофизиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной
наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение

более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при объединении детей с
разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных
образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной
реализации в одной группе.
21. При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья в группах компенсирующей направленности в штатное расписание вводятся
штатные единицы следующих специалистов: учитель - дефектолог (олигофренопедагог,
сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент
(помощник) на каждую группу:
для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших) - не менее 0,5
штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога
(сурдопедагога), не менее 0,5 штатной единицы педагога - психолога;
для детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием) - не
менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (тифлопедагога), не менее 0,5 штатной
единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
для детей с тяжелыми нарушениями речи - не менее 1 штатной единицы учителя-логопеда, не
менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не менее 1 штатной единицы
учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителялогопеда, не менее 0,5 штатной единицы ассистента (помощника);
для детей с расстройствами аутистического спектра - не менее 0,5 штатной единицы учителядефектолога (олигофренопедагога) и/или педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы
учителя-логопеда;
для детей с задержкой психического развития - не менее 1 штатной единицы учителядефектолога (олигофренопедагога) и/или педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы
учителя-логопеда;
для детей с умственной отсталостью - не менее 1 штатной единицы учителя - дефектолога
(олигофренопедагога), не менее 0,5 штатной единицы учителя- логопеда и не менее 1
штатной единицы педагога-психолога;
для детей со сложным дефектом (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - не
менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагога - психолога, не менее 0,5
штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной единицы ассистента (помощника).
На каждую группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения
(слепых), или расстройствами аутистического спектра, или умственной отсталостью
(умеренной и тяжелой степени) - не менее 1 штатной единицы тьютора.
При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
в группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной
деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание
вводятся
штатные
единицы
следующих
специалистов:
учитель-дефектолог
(олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог,
тьютор, ассистент (помощник) из расчета 1 штатная единица:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога) на каждые 5 - 12

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 5-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора на каждые 1 - 5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
ассистента (помощника) на каждые 1 - 5 обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
22. Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей - инвалидов, которые по
состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании
заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных
представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования
организуется на дому или в медицинских организациях .
Часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).
Порядок регламентации и оформления отношений МАДОУ №21 «Сказка» и родителей
(законных представителей) воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, а также
детей-инвалидов в части организации обучения по образовательным программам
дошкольного образования на дому или в медицинских организациях определяется
нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации.
Часть 6 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».