Первая группа раннего возраста
В данных программах перечислены цели, задачи воспитания детей 1-2 лет в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ №21 "Сказка". Приведены формы работы с детьми, описаны методы взаимодействия, календарно-тематическое планирование, планируемый результат воспитания и обучения детей.
Аннотация к рабочей программе
образовательной деятельности группы раннего возраста на 2021-2022 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана
на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы» (под ред. Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой) -
в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного
возраста.
Программа для детей первой группы
раннего возраста обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1года
до 2 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
направлениям: физическому, игры-занятия с дидактическим материалом, игры -
занятия со строительным материалом (настольный, напольный), речевому,
музыкальному.
Реализуемая программа строится на
принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия
взрослого с детьми.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
1. Международным законодательством:
Конвенция о правах ребенка.
2. Федеральными законами:
- Конституцией РФ;
- Федеральным законом от 24.07.1998 г. №124 – ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29.12.2012. №273 – ФЗ Законом
РФ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказами, постановлениями, письмами и другими
документами федерального уровня:
- Приказом министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г.
№1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказом министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования.
- Письмо Минобрнауки России от 17.11.2011 г. №03-248
«О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
- Постановления Главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологического требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
-Программа воспитания и развития детей раннего
возраста (1-3 года) «Первые шаги». Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, С.Ю.
Мещерякова. Москва, 2014.
Цель
и задачи Рабочей программы
Цель
программы – Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности
на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических
и национально-культурных традиций».
Для
достижения этой цели в программе была
решена очень важная и актуальная задача — обеспечение оптимального сочетания
классического дошкольного образования и современных образовательных технологий.
При этом были
сохранены все основные преимущества Программы: эффективность, доступность,
применимость в массовом детском саду даже
в условиях
перенасыщенности групп и ограниченном финансировании.
Главное
Программы - это нацеленность на создание ПДР (пространство детской реализации) -
поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка, создание
условий для самореализации.
Принципы
и подходы в организации образовательного процесса
При разработке Рабочей программы
учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью
образовательной системы, заложенной в Примерной общеобразовательной программе
дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой, которая учитывает основные принципы дошкольного
образования, указанные в ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребёнком всех
этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
2) построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором
сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,
становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и
взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
4) поддержка инициативы детей в
различных видах деятельности;
5) сотрудничество детского сада с
семьёй;
6) приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов
и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного
образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития);
9) учёт этнокультурной ситуации развития
детей.
Возрастные
и индивидуальные особенности детей раннего возраста
Малыш - не маленькая копия взрослого. Он
живет по своим возрастным законам. Знание этих законов помогает лучше понимать
и развивать ребенка.
РАЗВИТИЕ
ПСИХИКИ и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На развитие психики ребенка 1-2 лет
влияют:
1. Овладение прямой походкой. Овладение
ходьбой развивает способность ориентироваться в пространстве. Мышечное чувство
становится мерой отсчета расстояний и пространственного расположения предметов.
Приближаясь к предмету, на который смотрит ребенок, он начинает понимать направление
и удаленность.
2. Развитие предметных действий –
овладение способами обращения с предметами как это принято в обществе. Ребенок
учится у взрослых постоянному назначению вещей. Предметы, окружающие малыша
(мебель, одежда, посуда, игрушки и т.д.) имеют определенное значение в мире
людей. Это значение вещей малыш постигает в раннем детстве. Соотнося предметы
между собой, орудуя ими, ребенок наибольшим образом способствует развитию
психики. Начинают появляться новые виды деятельности: игра и продуктивные (рисование,
лепка, конструирование). Малыш накапливает впечатления, что способствует
развитию речи.
Задачи
воспитания и обучения детей второго года жизни
Продолжать укреплять здоровье детей,
закалять их, развивать основные виды движений. Создавать условия, способствующие
развитию двигательной активности. Предупреждать утомление детей.
В режимных процессах формировать
простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности.
К целевым ориентирам дошкольного
образования относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка.
Целевые
ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими
предметами и активно действует с ними;
- эмоционально вовлечен в действия с
игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении
результата своих действий;
- использует специфические, культурно
фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки,
расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
- владеет простейшими навыками
самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом
поведении;
- владеет активной речью, включенной в
общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
знает названия
окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению с взрослыми и
активно подражает им в движениях и действиях;
- появляются игры, в которых ребенок
воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам;
наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и
сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;
- эмоционально откликается на различные
произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он
стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и
пр.).
Реализация Рабочей программы
предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическим работником в рамках педагогической диагностики, которая проводится
в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной
деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений
детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка. Результаты педагогической диагностики
используются исключительно для индивидуализации образования (в том числе
поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей его развития) и оптимизации работы с группой детей.