Психолого-педагогическое сопровождение
В данных программах описано содержание, организационные моменты, формы, методы, приемы психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста.
Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению обучающихся с тяжёлыми
нарушениями речи в ДОУ № 47 (далее – Программа) разработана в соответствии с Адаптированной образовательной программой дошкольного образования ДОУ № 47 «Солнышко» и направлена на сохранение и укрепление
психологического здоровья детей с ТНР 5-7 лет, в соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012, с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования №1155 от 17.10.2013
года, Санитарные правила СП 2.4.3648 – 20.
Реализуется в компенсирующей группе для детей с ОНР, имеющих протоколы
ПМПК с соответствующим заключением.
Программа определяет содержание и структуру
деятельности педагога-психолога в соответствии с пятью образовательными областями: «социально-коммуникативное развитие»,
«познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое», «физическое развитие» и с учётом направлений работы: психологическая профилактика и просвещение, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование.
Программа обеспечивает единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.
Приоритетным является
обеспечение единого процесса
социализации - индивидуализации личности через осознание ребенком своих
потребностей, возможностей и способностей. Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, значительное место уделяется
профилактике и коррекции
нарушений развития детей.
Содержание программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
В программу входит
три основных раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел включает пояснительную записку, цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации Программы, возрастные
и индивидуальные особенности контингента воспитанников посещающих группу.
Принципы и подходы,
описанные в целевом разделе, обеспечивают
единство задач коррекционно-развивающей работы. Планируемые результаты Программы конкретизируют целевые ориентиры образовательного стандарта дошкольного образования.
В содержательном разделе представлено общее содержание Программы.
Особенности организации
коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога с детьми с ТНР, которая включает
в себя:
·
социально-коммуникативное развитие;
·
развитие и коррекцию сенсорных, моторных функций у детей с ТНР;
·
развитие высших
психических функций;
·
коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью
максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР.
Содержание
Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных
видах деятельности, и охватывать следующие
образовательные области:
-
социально-коммуникативное развитие;
-
познавательное развитие;
-
речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
-
физическое развитие.
Деятельность педагога-психолога ДОУ направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребёнка в дошкольном возрасте, а с другой стороны, на содействие становлению тех психических новообразований, которые создают фундамент развития в последующие возрастные периоды.
Целью Программы является - оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ТНР в освоение Адаптированной основной образовательной программы ДОУ № 47 «Солнышко».
Задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Определение индивидуальных образовательных потребностей детей с ТНР, обусловленных уровнем их речевого развития и степенью выраженности нарушения;
3. Предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников с ТНР;
4.
Создание соответствующих психологических условий для успешного
освоения дошкольником с ТНР образовательных областей;
5. Оказание родителям (законным представителям) детей с ТНР консультативной и методической помощи по особенностям развития детей с ТНР и направлениям коррекционного воздействия.
В соответствии с ФГОС Программа опирается на научные принципы ее построения:
1. принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
2. сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
3. соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
4. единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
5. принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
6. комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
7. решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
8. построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Содержание психолого - педагогической работы включает:
1. Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности : игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения.
2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
3. Самостоятельная деятельность детей
4. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Форма контроля — периодичность мониторинга 2 раза в год: сентябрь - октябрь (начальный), апрель – май (итоговый).